От Emerson до Rakuten: где востребованы студенты Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ
Абитуриенты, намеренные работать в мировых корпорациях в области автоматизации и информационных технологий, поступают в ведущий вуз страны.
Высшая школа электроники и компьютерных наук Южно-Уральского государственного университета сегодня продолжает традиции классического технического образования, ориентируясь при этом на создание элитной среды для подготовки ученых и инженеров высокого уровня. Здесь готовят кадры по широкому спектру востребованных специальностей, связанных с приборостроением, радиоэлектроникой, автоматизацией, информационной безопасностью, информатикой и инженерией программного обеспечения. Разработать системы автопилотирования, создать беспроводные датчики и внедрить технологии умного производства, проанализировать терабайты данных и выявить скрытые в них закономерности, защитить информацию в мире интернета вещей — вот задачи, которые решают студенты ВШ ЭКН ЮУрГУ.
Перед выпускниками высшей школы не стоит вопрос — где найти работу с достойной заработной платой. Молодые специалисты получают не просто диплом, имеющий вес на международном рынке вакансий, но и эффективное портфолио плюс бесценный опыт решения конкретных задач. Выпускники отдают предпочтение таким компаниям-лидерам как Emerson, Яндекс, Google, Microsoft, «Лаборатории Касперского», Сбербанк, Huawei. О восстребованности выпускников ЮУрГУ, особенностях образовательного процесса и проектах, над которыми работает студенты, рассказал директор Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ Глеб Радченко.
— Глеб Игоревич, каковы новшества приемной кампании 2019 в ВШ ЭКН ЮУрГУ?
— За последний год концепция работы с абитуриентами в Южно-Уральском госуниверситете принципиально изменилась. В качестве стратегического вектора развития университетом выбран ряд направлений, крайне близких ВШ ЭКН. Это направление цифровой экономики — «Индустрии 4.0» и направление искусственного интеллекта. Сегодня на первый план выходят задачи, связанные с переходом различных отраслей промышленности на новый технологический уклад, когда на выпуск, качество и стоимость продукции все больше влияет автоматизация, технологии интернета вещей и умных сенсорных систем, поставляющих данные для анализа в интеллектуальных вычислительных системах. Ведущие Российские промышленные предприятия активно вступили в этот процесс. Наши выпускники также очень плотно занимаются задачами в области «Индустрии 4.0».
В прошлом году в ЮУрГУ была организована крупнейшая в России международная конференция по вопросам «Индустрии 4.0», которую открыл президент транснациональной компании Emerson Майкл Трейн, а с пленарными и секционными докладами выступили представители университетов и предприятий со всего мира: из США, Польши, Германии, Китая, Португалии, Италии. Сейчас, опираясь на международный опыт, мы работаем по целому спектру задач, связанных с цифровой индустрией, включая такие направления как облачные вычисления, технологии промышленного интернета вещей, технологии защиты информации, методы интеллектуального анализа данных и машинное обучение.
— Насколько серьезно студенты вовлечены в работу над этими проектами?
— Студенты являются исполнителями во всех научно-исследовательских проектах ВШ ЭКН. Начиная со 2-3 курса бакалавриата и вплоть до самого выпуска, ребята участвуют в проектах, занимаются исследованиями, учатся анализировать существующие и предлагать свои собственные решения поставленных задач. Высшая школа электроники и компьютерных наук гармонично вписывается в перспективную образовательную концепцию, потому что направления ВШ ЭКН охватывают практически весь спектр задач «Индустрии 4.0».
— Что это за направления?
— Один из блоков — это направление автоматизации и сенсорики, которым занимаются кафедры Информационно-измерительной техники, Автоматики и управления, Систем автоматического управления. Кафедры работают с ведущими мировыми компаниями. Так, предприятие Emerson в рамках сотрудничества с вузом, открыло вторую по счету лабораторию на базе кафедры Информационно-измерительной техники. Центр компетенций Emerson оборудован по последнему слову техники. Площадка оснащена уникальными технологиями, которые только начинают внедряться в промышленности, включая системы с предиктивным управлением на основе методов нейронных сетей.
На кафедре Автоматики и управления под руководством Льва Сергеевича Казаринова действует лаборатория швейцарской компании Endress+Hauser. Здесь студенты изучают методы ресурсо- и энергосбережения, автоматизации задач распределения энергетики: как получать данные для их обработки, как управлять системами на основе полученных сведений, как выстроить архитектуру таких программно-аппаратных комплексов для решения задач оптимизации затрат энергоресурсов, каким образом построить промышленный интернет вещей. Лаборатории кафедры создают уникальные системы промышленного интернета вещей. Так, автономные датчики температуры и система сбора информации о температурном режиме, разработанные на кафедре, позволяют получить информацию о качестве отопления в аудиториях всего университета.
— Зачем таким гигантам, как Emerson, инвестировать в студентов ВШ ЭКН?
— Emerson — стратегический партнер университета и ВШ ЭКН ЮУрГУ. Президент компании является руководителем нашего международного научного совета. Крупнейшему, по российским меркам, инжиниринговому центру Emerson нужны квалифицированные кадры. В Челябинске предприятие запустило уникальный завод по производству измерительных систем и система промышленной автоматизации, этот завод — чистое, высокотехнологичное производство. Более того, создав завод пять лет назад, сегодня Emerson расширяет свою площадку в два раза. Компании остро нужны инженеры, специалисты в области автоматизации и сетевых технологий, специалисты в области суперкомпьютерного моделирования. В этом направлении Emerson очень активно работает с ЮУрГУ, поскольку именно ЮУрГУ является ключевым поставщиком кадров. Более того, через наш вуз Emerson коммуницирует с ведущими учеными со всего мира. Так, например, на базе ВШ ЭКН два года назад была открыта уникальная лаборатория по моделированию измерительных систем и самодиагностике измеряющих устройств.
— В чем смысл ее деятельности?
— Расскажу на примере. Допустим, у вас на предприятии есть датчик, который показывает температуру 18 градусов. Как мы узнаем, правильная это температура или нет? Датчик работает или нет? Можно поставить рядом второй датчик. Предположим, один показывает 18 градусов, а другой — 25 градусов. Но какое значение верное? Ответить на этот вопрос очень тяжело. Определение корректности измеряемых данных — это серьезная математическая задача. Хорошо, пусть у вас 10 таких датчиков, и вы можете пойти и проверить вручную, какие из них работают правильно, а какие нет. Но это уже трудоемко, согласитесь. В современном мире, мире интернета вещей, на больших заводах установлены сотни или тысячи всевозможных датчиков, показывающих различные параметры. Мы не в состоянии проверять корректность работы каждого из них. Важно, чтобы мы могли одновременно работать с данными по температуре, расходу жидкости, да еще и получать информацию о достоверности этих данных, чтобы нам датчик говорил — сейчас температура 25 градусов с достоверностью 95%. Ученые ЮУрГУ работают в этом направлении. В рамках Лаборатория самодиагностики и самоконтроля приборов и систем ведутся исследования под руководством профессора Оксфордского университета Мануса Генри. По результатам работы уже сегодня публикуются статьи в высокорейтинговых научных журналах первого квартиля.
— Какова степень новизны вашего ноу-хау? Когда и где ваши открытия смогут применяться?
— Сейчас работы находятся на этапе научно-исследовательских, которые в дальнейшем будут проходить стадию внедрения. Это не оторванная от реальности теоретическая задача. На данный момент вы не найдете датчиков, которые сообщали бы вам не просто значения показателя, но еще и границы доверительного интервала. А если найдете — они будут стоить заоблачно. Команда исследователей ВШ ЭКН создает новый продукт, чтобы предприятия «Индустрии 4.0» могли внедрить такой новейший поход и увеличить эффективность работы технологических процессов.
— Какими еще направлениями занимаются студенты ВШ ЭКН совместно с учеными?
— Автоматизация — лишь небольшая часть работы ВШ ЭКН. Следующий блок задач — это анализ данных. Вот мы получили данные с измерениями. Мы помним, что тысячи датчиков каждые 10 миллисекунд отправляют нам эти данные. Куда мы будем сохранять эти данные? Как анализировать? Какие выводы из полученной информации делать? Эти задачи в Высшей школе решаются специалистами кафедр Системного программирования, Электронных вычислительных машин, Вычислительной математики и высокопроизводительных вычислений, Информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах. Это задачи интеллектуального анализа данных, позволяющие сформировать вывод из больших объемов информации, это машинное обучение и искусственный интеллект, это задачи разработки приложений, с которыми будут работать конечные пользователи таких систем. На этих направлениях студенты занимаются проектированием и разработкой программных систем, созданием веб-приложений и мобильных приложений, применением суперкомпьютерных технологий для решения различных прикладных задач. Студенты изучают опыт ведущих мировых ИТ-компаний. Так, например, изучить технологии «Интернета вещей» студенты ВШ ЭКН могут в рамках «Академии IoT Samsung». А суперкомьпюетрные технологии изучаются на базе ресурсов Лаборатории Суперкомпьютерного моделирования ЮУрГУ, обладающей одними из самых мощных суперкомпьютеров в России.
— Чем занимаются кафедры Конструирования и производства радиоаппаратуры и Инфокоммуникационных технологий?
— Это третий блок задач, связанных с передачей данных — это сфера радиоэлектроники. Наши специалисты кафедры Инфокоммуникационных технологий изучают новые стандарты сетевого взаимодействия, так называемые стандарты 5G. В рамках ВШ ЭКН в этом направлении осуществляется работа с учениками школ. Мы проводим со старшеклассниками очень интересные семинары и проектные сессии: смотрим, как работают системы спутникового позиционирования, такие как ГЛОНАСС и GPS, показываем, как получить сигнал со спутника, где они располагаются, анализируем пакеты данных, которые приходят от спутников. Выпускники этого направления успешно трудоустраиваются в ведущих телеком-компаниях России, таких как МТС, Мегафон, Ростелеком.
На кафедре Конструирования и производства радиоаппаратуры студенты Высшей школы занимаются такими задачами, как создание новых типов антенн. Специалистами кафедры реализованы системы для автоматической посадки самолетов в аэропортах в условиях высокого снежного покрова. В России это особенно актуально. Классические системы, обнаруживая повышение толщины снежного покрова, перестают корректно работать, и самолет в автоматическом режиме испытывает трудности с посадкой. Была разработана уникальная антенна, которая позволяет все эти недостатки классических антенн убрать. И позволит даже в условиях очень высокого снежного покрова правильно посадить самолет на посадочную полосу в экстремальной ситуации.
— Кто-то уже этими наработками пользуется?
— Наши специалисты очень тесно работают с предприятиями региона. Так, проект по разработке системы посадки был реализован в тесном сотрудничестве с радиозаводом «Полет». Сейчас наши студенты готовятся к работе с другими задачами нового поколения в области авиации, радиолокации и радиопосадки.
— Ваши студенты работают и в таком важном направлении, как защита информации. Вторжение в частное информационное пространство и интернет-угроза промышленным объектам — серьезная мировая проблема. Каких результатов в этом вопросе вам удается достичь?
— Сегодня, когда мы говорим про интернет вещей, защита информации становится невероятно актуальной. Буквально год назад в США произошел инцидент с детскими радионянями, которые записывают все, что происходит в комнате ребенка и позволяют держать с малышом обратную связь, как мобильные телефоны. Оказывается, производитель радионянь создал примитивно простой пароль по умолчанию, который никогда не меняли покупатели. Хулиганы взламывали радионяни, посреди ночи подключались к ним, страшным голосом что-то хрипели и пугали детей. Это и есть проблема безопасности интернета вещей.
Сейчас вокруг нас большое количество объектов, подключенных к сети: принтеры, умные пылесосы, радионяни, системы видеонаблюдения, дверные звонки и домофоны. У вас дома может быть счетчик газа, воды и электроэнергии, которые отправляют вам информацию на сотовый — это и называется умный дом. Вы можете получать на мобильный телефон данные и управлять ситуацией. Но если эта инфраструктура имеет слабую защищенность, то хакер сможет заглянуть к вам в квартиру через вашу веб-камеру и посмотреть, что у вас там творится.
— Защита информации в мире интернета вещей — это важный аспект. Еще одна сфера, в которой ваши студенты преуспели, — это защита информации промышленных систем. Какие проекты в этой сфере реализуются?
— Защита информации промышленных систем — это и есть профиль кафедры Защиты информации. Это могут быть как предприятия, так и автономные объекты, те же самые автопилоты. Ведь онлайн-мониторинг и управление процессами – это очень удобно. Я могу взять телефон и увидеть, какие параметры в настоящий момент на таком-то узле или объекте. Но, с другой стороны, вместе с удобством приходит и опасность. При желании злоумышленник может провести специализированную атаку на такой объект и вывести его из строя. Специалисты кафедры Защиты информации знают, как настроить систему безопасности на предприятии, выявить очаги потенциальных угроз, , сфокусироваться на защите от этих угроз. Для этих целей в ВШ ЭКН открыт научно-образовательный центр, запущенный совместно с компанией «Лаборатория Касперского».
— Выходит, что образовательный процесс — это не просто изучение голой теории, а проектная работа и решение глобальных проблем мирового сообщества?
— Проектная работа — важная составляющая образовательного процесса. Так, в рамках магистратуры в Высшей школе электроники и компьютерных наук запущены отдельные проекты, направленные на решение конкретных задач, под которые специально набираются студенты. Включаясь в работу, студенты понимают когда они закончат магистратуру, у них будет опыт реализации междисциплинарного проекта в области информационных технологий. Пример такого проекта — это научная разработка с использованием искусственного интеллекта – технологий нейронных сетей для детекции залипания металла на металлургическом производстве. Студенты уже сегодня успешно реализуют этот проект, находясь на стажировке на предприятии «SMS Group» в Германии. Когда они окончат магистратуру, у них будет уникальное портфолио и предложения работы в ведущих мировых компаниях. Это совсем другой уровень специалиста с совсем другими возможностями договориться о совсем другой зарплате в совсем другой должности.
— Сотрудничает ли ВШ ЭКН с другими крупными вузами страны и мира?
— Я уверен, что самые крупные и интересные проекты рождаются в рамках сотрудничества. У нас есть великолепные совместные проекты с различными вузами. Один из таких многолетних проектов в области программной инженерии завершился буквально в марте. В его реализацию были вовлечены УрФУ, Санкт-Петербургский политехнический университет, СПбГУ и еще около десятка университетов Германии, Великобритании, Дании, Финляндии и Иордании.
— Почему абитуриенты выбивают именно ВШ ЭКН ЮУрГУ?
— Сегодня имеет место другой подход в рамках образования, нежели раньше. Каждый крупный университет проекта 5-100, а ЮУрГУ — это университет проекта 5-100, имеет свою специфику и свой уникальный опыт. Если я хочу заниматься информатикой в области «Индустрии 4.0», задачами интернета вещей, в том числе промышленного интернета вещей, задачами искусственного интеллекта, технологией цифровых двойников, промышленных объектов, я бы поступал именно в ЮУрГУ, при этом не важно, где я живу — в Челябинске, Казани или Екатеринбурге. Здесь есть уникальный опыт, оборудование и преподаватели, связи с ведущими вузами из-за рубежа и профессорами всего мира, тесное сотрудничество с предприятиями региона. Наша специфика позволяет говорить, что в этой области мы чувствуем, что держим планку на международном уровне.
— В каком возрасте стоит задуматься о своей будущей карьере?
— Школьники всегда поставлены в очень жесткие рамки, уже в середине 11 класса им нужно решить, кем они станут в жизни. В рамках ВШ ЭКН мы устраиваем школы для ребят 8-9 классов, чтобы показать, какими задачами, кроме информатики и программирования, они смогут заниматься, поступив к нам. Мы рассказываем, что есть такие отрасли, как автоматизация промышленности, объясняем, где можно очень успешно трудоустроиться по этому направлению. Наши бакалавры, которые уходят работать в Emersonимеют возможности стажировок по всему миру, трудятся на очень интересных объектах и занимаются задачами в области автоматизации. Если говорить о направлениях информационных технологий и радиоэлектронике, то наши выпускники работают в таких компаниях как Huawei, Google, Microsoft, Unity, Rakuten, которая является разработчиком Viber. Школьникам мы все показываем на практике и говорим о возможных направлениях работы.
Полгода назад на базе ЮУрГУ открылся «Кванториум». Это уникальное место для обучения школьников, где они могут освоить системы управления дронами, робототехнику, промышленный дизайн. С «Кванториумом»: мы запустили пилотный проект по разработке автоматизированной системы для сбора полезных ископаемых с астероидов. Это задача, для решения которой требуется очень широкий набор знаний. Ребята делают автоматизированную платформу, способную собрать и проанализировать в автоматическом режиме образец грунта.
— Выходит, для ваших выпускников, за счет большого объема полученных знаний, опыта и практических навыков, не составляет труда найти работу?
— Выпускники ВШ ЭКН сталкиваются немного с другой проблемой. Сегодня предприятия всего мира испытывают ужасный голод в кадрах по направлениям Высшей школой электроники и компьютерных наук. Это приводит к тому, что наши студенты начинают работать буквально с третьего курса. Инженерные компании приглашают их на стажировки, ребята занимают позиции интернов и разработчиков. Им приходится совмещать учебу и работу, и это не всегда просто. То, что спрос на наших выпускников очень высок — это факт.
Мы ежегодно проводим ярмарки вакансий, на которых знакомим наших студентов и потенциальных работодателей. Среди потенциальных работодателей много и федеральных компаний. Сейчас для студента вопрос заключается не в том, как ему найти работу, а как ему выбрать из тех вариантов, которые предложены наиболее выгодный и перспективный.
— Предприятия каких самых популярных сфер ждут ваших молодых специалистов?
— Финансовый сектор, разработка компьютерных игр и мобильных приложений, промышленность, измерительные системы, радиоэлектроника. Спектр направлений, в которых работают наши выпускники, очень широк. Я не могу назвать ни одной отрасли, где наш специалист был бы неприменим. Везде, где есть информационные технологии, где нужно что-то автоматизировать, везде наши специалисты имеют возможность работать либо уже работают.