Леонид Соколинский: к 2022 году появится суперкомпьютер экзафлопсного уровня производительности
Проректор по информатизации Южно-Уральского государственного университета Леонид Соколинский на молодежной школе «Высокопроизводительные вычисления на Grid системах» прочитал лекцию о моделях параллельных вычислений.
Сегодня коренным образом изменилась парадигма разработки численных алгоритмов в больших задачах, прежде всего, для решения математических моделей в химии, физике, биологии, экономике. Модель параллельных вычислений — система разработки параллельных программ. Такая модель дает формулу, по которой можно предсказать время выполнения программы еще до ее запуска на компьютере.
Эксперт добавил, что исследовать эффективность параллельной программы важно, потому что не у всех есть доступ к большим суперкомпьютерам, чтобы понять, насколько эффективно будет программа работать на нем.
«Прогресс в развитии вычислительных мощностей идет очень быстро. Если мы возьмем древние времена, 1994 год, то в список ТОП500 попадали однопроцессорные системы. Примерно к 2022 году в TOP500 должен появиться суперкомпьютер эксафлопсного уровня производительности. То, что сейчас является суперкомпьютером, по прошествии 10-15 лет станет рядовым компьютером», − подчеркнул Леонид Соколинский.
Согласно рейтингу TOP500, в котором собрана информация об известных вычислительных системах мира, самый мощный суперкомпьютер мира — китайский Sunway TaihuLight. Характеристики этого суперкомпьютера поражают воображение: количество процессорных ядер — 10649600, а суммарная память — 1,3 петабайта. На тесте Linpack он показывает производительность в 93 петафлопса.
Напоминаем, IX молодежная школа «Высокопроизводительные вычисления на Grid системах» проходит с 5 по 10 февраля на базе Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ.
В рамках школы запланированы очные лекции, встречи, мастер-классы, а также телемосты с техническим университетом Лулео (Швеция) и Уральским федеральным университетом по современным технологиям машинного обучения.